?

Log in

No account? Create an account

shigakukan

…Продай одежду свою и купи меч. Евангелие от Луки, 22:36

Share Next Entry
Накаяма Хакудо
nihontokai
Я только что завел аккаунт в Журнале.
Первое, что я сделаю, - выложу свой перевод с английского биографической статьи о великом мастере боевых искусств, "божестве кендо" Накаяме Хакудо.
01
Nakayama Hakudo (中山博道)
Оригинал я нашел на http://kenshi247.net/.


НАКАЯМА ХАКУДО

В истории было немного таких как он мастеров боевых искусств, способных оказать влияние на целое поколение политиков, военных, полиции, преподавателей и других гражданских людей. Чьи ученики (даже учившиеся один день) в деталях рассказывают об общении с ним на протяжение почти 70 лет после его смерти. Первый в истории San-Do-no-Hanshi (三道の藩士), “Kendo-no- kamisama” (剣道の神様) - Накаяма Хакудо.

Накаяма Хакудо был, возможно, самым влиятельным мастером боевых искусств в современной истории. Многие инструкторы и занимающиеся ими во всем мире заявляют, что имеют к нему какое-то отношение, практикуя ту или иную форму его иайдо. В то же время редкие люди в Японии и за ее рубежами знают что-то больше, чем его имя. Только рассмотрев его происхождение, устремления, достижения и убеждения, мы можем приблизиться к пониманию этого человека и его деятельности.

Накаяма Хакудо:

  • Во II поколении глава Yushinkan Dojo (有信館道場の第二代館長)
  • Во II поколении глава Kanto Ha Shindo Munen Ryu Kenjutsu (関東派神道無念流剣術の第二代目宗家)
  • Создатель Muso Shinden Ryu Iaido (夢想神傳流居合道) и Nakayama no Jo (中山の杖)
  • Кендо/Иайдо/Дзёдо - San-Dou-no-Hanshi (剣道・居合道・杖道・三道の藩士)

Накаяма Оцуёси (中山乙吉) родился в 1873 году в Имае, город Коматсу, префектура Исикава и был восьмым сыном Накаяма Генносё (Nakayama Gennosho), бывшего самурая клана Маэда. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Накатё, префектура Тояма, где они открыли небольшую якиторию на востоке торговой улицы Согава. Скромный ресторан располагался в первом проезде от главной улицы. В 8-летнем возрасте молодой Оцуёси начал работать на кухне в местном рёкан (традиционная японская гостиница) «Тояма Кан» через 2 улицы от семейной якитории. На его счастье, управляющий отелем Такадзава Тоэси (по видимости, добрый и открытый человек) вдохновил молодого Оцуёси заниматься искусством меча, увидев 8-летнего мальчика играющим с боккеном, вырезанным из ветки дерева. В 11 лет он поступил в додзё Сайто Мичинори стиля Yamaguchi Ha Itto Ryu, расположенный возле улицы Согава. У молодого Оцуёси был напряженный распорядок дня: утром он ехал в Nishi-jubucho, где учился читать и писать в подготовительной школе Ada Kanji. После полудня он занимался Yamaguchi Ha Itto Ryu в додзё Мичинори и затем шел на работу в гостиницу.

02

Хакудо выполняет правильный kiriotoshi

Оцуёси занимался с разными учителями до тех пор, пока гость из Токио навсегда не изменил его жизнь. Мастер меча по имени Хосода Кензо (Hosoda Kenzo) поселился в «Тояма Холл». По профессии преподаватель, он приехал в Тояма по заданию Министерства Образования. Он был членом Yushinkan Dojo (有信館道場) школы Shindo Munen Ryu под руководством Негиси Сингоро (Negishi Shingoro). Очень впечатленный, юный Оцуёси часами беседовал с Кензо. Познания последнего в искусстве меча и его рассказы оказали на мальчика огромное влияние, полностью перевернув всю его жизнь.

В 1890 году Кензо подал прошение об увольнении из школы Тояма и вернулся в Токио. Его отъезд оставил юного Оцуёси с многими нерешенными вопросами. Он понял, что настало время, и, получив разрешение семьи и работодателя, отправился в Токио изучать кендзюцу.

Такадзава был настолько добр, что проводил его до Ивасегамы, небольшого порта в префектуре Тояма. Там Оцуёси сел на корабль до Наоэтсу, префектура Ниигата, откуда на другом пароходе пришел в Уэно, Токио. Там, в открытом Японском море, обдуваемый холодным морским воздухом, Оцуёси вспомнил слова Такадзава: «Оцуёси, ты будешь человеком, в которого будут влюбляться другие люди». Эти слова сопровождали его всю взрослую жизнь.

Оцуёси прибыл в Токио в 1891 г. Там, вооруженный рекомендательным письмом от Кензо, он в возрасте 18 лет был принят в Yushinkan Dojo под руководство Негиси Сингоро, где упорно тренировался, и в 19 лет сменил свое имя на Hakudo (博道). Сингоро убеждал его постигать различные стили и изучать литературу. Ученик пробовал разные школы и спал только 4 часа в сутки, посещая до 5-6 занятий в день.

Техника Хакудо не была совершенной сразу, и многие недостатки нужно было преодолеть. В shiai geiko перед атакой он слишком сильно поднимал таз, телеграфируя о своем намерении противнику. Чтобы устранить это, Хакудо одевал каменные грузы вокруг пояса, что улучшило управление центром тяжести тела. Чтобы правильно выполнять suri-ashi, он носил гета (японские деревянные сандалии) с болтающимися лямками, и это позволило ему научиться незаметному скользящему движению ног.

03

Хакудо демонстрирует правильный удар

Тяжелый труд принес Хакудо плоды, и он быстро приобретал квалификационные степени. В 1906 г. он выступил в боях, которые определили его раннюю карьеру фехтовальщика. На Dai Nippon Butokusai Enbu Taikai он выиграл у Ozawa Jiro и Takano Shigeyoshi (школа Hokushin Itto Ryu), Koseki Kiyomasa (Muhen Ryu) и Sasaki Masanobu (Suifu Ryu). В 23 года он получил Jun-Menkyo и в 27 - Menkyo, Inkyo. В 28 лет он получил звание Daihan - «Действующий мастер-наставник» и женился на дочери Сигоро, - так Хакудо стал членом семьи Негиси (став Негиси Хакудо).

В 1912 году Сингоро выбрал Хакудо для того, чтобы тот заменил его в комитете по созданию Ката кендо великой японской империи (Dai Nippon Teikoku Kendo Kata). Позже возникли некоторые проблемы, и Хакудо и его жена по личным причинам отделились от семьи Негиси, воссоединившись с семьей мужа. Тогда Хакудо создал собственный додзё в Масаготё, двор Хонго (сейчас двор Бункё) и получил разрешение назвать его Yushinkan.

04

Takano Sasaburo (слева) и Nakayama Hakudo (справа) демонстрируют Dai Nippon Teikoku Kendo Kata в Noma Dojo

Хакудо за свое мастерство получил известность во всей Японии, но этого ему было недостаточно. Он ездил по стране и изучал разные виды: Itto Shoden Muto Ryu, Ono ha Itto Ryu, Hokushin Itto Ryu, (Toda) Buko Ryu, Nen Ryu, Shinkage Ryu, Musashi Enmei Ryu, Jigen Ryu, Ichiden Ryu и Ooki-Isshin Ryu. В своем поиске он обнаружил две школы, которые изменили его жизнь - Shinto Muso Ryu (神道夢想流) и Muso Shinden Eishin Ryu (無双神傳英信流).

 В 1912 году Хакудо стал изучать Shinto Muso Ryu Jojutsu под руководством Uchida Ryogoro в парке Shiba (Токио) и каллиграфию у Takeda Kohachi в его резиденции в Kyobashi (Токио). Он тренировался очень усердно, считая изучение дзё одной из своих наиболее важных задач. Хакудо писал:

“Будучи молодым человеком, я изучал Shinto Muso Ryu у сихана Uchida Ryogoro. Благодаря этим занятиям я пришел к пониманию Ura – внутренней методологии кендо. Я от начала до конца изучил способы действия дзё, перемещений, механику тела и другие (основы). Даже в моей практике кендо я мог (применять и) культивировать эту технику (дзё). Благодаря этой (совместной) практике я многое постиг. (В мире боевых искусств) нет ката, столь тщательно разработанных, как формы Shinto Muso Ryu Jojutsu. Я уверен, что Shinto Muso Ryu jojutsu – это национальное сокровище”.

05

Хакудо в богу сидит в сейдза

В 1916 г. Хакудо был введен в школу Tosa Eishin Ryu под руководством Itagaki Taisuke (знаменитый государственный деятель эпохи Мэйдзи и ученик Oe Masamichi). Хакудо уже изучал технику иай Shindo Munen Ryu, но чувствовал, что этого недостаточно. Ранее он обращался к Oe Masamichi, но получил отказ. Тайсуке увидел решимость Хакудо учиться его стилю и привел его к Хосокава Ёсимаса (Hosokawa Yoshimasa), учителю школы Muso Shinden Eishin Ryu (Shinmomura Ha Hasegawa Eishin Ryu), и к Моримото Токуми (Morimoto Tokumi) - преподавателю стиля Goto Ha Muso Jikiden Eishin Ryu (Tanimura Ha Hasegawa Eishin Ryu). Хакудо был принят в ученики к обоим и стал первым в истории внешним студентом Tosa Eishin Ryu.

06

Молодой Хосокава Ёсимаса

Хакудо самоотверженно тренировался, и в 1920 г. Nippon Butokukai наградил его титулом Hanshi в кендо и иайдо. Примерно в это же время он, как сообщалось, получил Menkyo Kaiden в дзёдзюцу от Uchida Ryogoro перед смертью последнего в 1921 г. (хотя этот факт и оспаривается). После получения сертификата Хакудо неожиданно собрал изученное и создал свою версию Shinto Muso Ryu, обычно называемую Nakayama-no-Jo, добавив еще набор из пяти кихонов (базовых последовательностей). Говорили, что Shimizu Takaji через несколько лет добавил эти 5 кихонов в свой комплекс из 12 форм.

В 1922 г. Хакудо получил степени Menkyo Kaiden в Goto Ha Muso Jikiden Eishin Ryu от Токуми и Menkyo в Muso Shinden Eishin Ryu от Ёсимасы. Несмотря на распространенное убеждение, последний не присвоил ему Menkyo Kaiden. Хакудо продолжал заниматься с обоими в Kochi. В этот период он тренировался с Ёсимасой в его доме и сохранил с ним очень хорошие отношения вплоть до его смерти в 1923 году.

В 1925 г. Хакудо был приглашен ведущим инструктором по фехтованию военной академии Toyama Rikugun Gakko помочь создать систему Gunto Soho ( 軍刀操法) – приемов применения армейского меча. Он разработал 5 ката иай в стойке, которые стали основой комплекса Toyama Ryu Guntojutsu. В том же году Хакудо помогал Noma Seiji в постройке и организации Noma dojo. Этот зал стал лабораторией, где люди разных школ проверяли свои навыки и обменивались идеями с другими фехтовальщиками. В 1927 г. в возрасте 55 лет он получил от Nippon Butokukai ранг Hanshi в Дзёдо.

В 1930 г. Хакудо был приглашен руководством Butokukai для первой в истории публичной (за пределами Kochi) демонстрации Muso Shinden Eishin Ryu. У него была проблема: в данной системе ему не был присвоен Menkyo Kaiden. Поэтому он представил стиль как ”Muso Shinden Ryu Battojutsu” (無双神伝流抜刀術), чтобы избежать осложнений от использования названия изначальной школы.

В 1933 г. Хакудо реструктурировал знания, полученные в Kochi, в систему под названием Muso Shinden Ryu (夢想神伝流), используя для ее наименования китайские иероглифы, означающие «видение» или «зрение». Yushinkan, изначально зал для занятий только Shindo Munen Ryu и Gekiken под руководством Negishi Shingoro, стал додзё для нескольких боевых искусств. Курсанты Yushinkan (под руководством Хакудо) отбирались для обучения отдельным стилям. Такие как Nakayama Zendo и Hashimoto Toyo изучали все направления, в то время как другие, например, Nakakura Kiyoshi, Danzaki Tomoaki и Nakajima Gozoro практиковали только Muso Shinden Ryu Iaido и кендо.

В это время Хакудо видел кончину стилизованного Gekiken и рождение современного кендо. В 1934 году он и его современник Takano Sasaburo продемонстрировали Dai Nippon Teikoku Kendo Kata на фестивале Tenranjiai перед глазами императора Хирохито. Выступление Хакудо и Такано получило очень высокие оценки.

Кендо обретало популярность, и Хакудо с Такано стали одними из наиболее востребованных учителей в Японии. Они ездили по стране и преподавали в университетах, отделах полиции, военных частях, правительственных учреждениях и даже в императорском дворце. Количество учеников Хакудо достигло десятков тысяч. Более двух третей получивших ранг кёси в Nippon Butokukai то или иное время занимались у Хакудо.

07

Уничтоженный Токио

Вторая мировая война принесла Японии отчаяние и несчастье. Гордые японские военные потерпели поражение от союзников. Страна стала мишенью для американских бомбежек. Японские дома, построенные из дерева в тесной близости друг от друга, горели как факелы. Токио и другие города были уничтожены. Это сопровождалось атомной бомбардировкой и разрушением Хиросимы и Нагасаки, что привело Японию к официальной капитуляции 2 сентября 1945 г. Хакудо старался использовать свое влияние: повторял японскую идиому «самурай никогда не говорит плохо о том, что уже свершилось» и призывал людей встретить американские оккупационные войска с достоинством.

“В фехтовании есть понятие ‘ohen‘ (応変) - способность адаптировать себя к изменениям. Это означает состояние понимания и осознания естественного течения событий (которые уже произошли), при этом все прошлые амбиции (или устремления) должны быть отброшены. Действуя так, можно достичь состояния пустоты. Для этого требуется благородство души. Это (пустота) и есть абсолютная цель фехтования. Мы должны встретить армию союзников с таким духом. Вчера они были нашими врагами, сегодня – уже нет. Если мы не можем не думать о них как о врагах, нельзя сказать, что мы (японцы) правильно понимаем Бусидо. Если даже малейшее чувство враждебности останется в наших сердцах и мы не сможем шире смотреть (на произошедшее), это будет видно на наших лицах и в нашем поведении, что даст возможность им (солдатам союзников) думать о нас, как о лицемерных людях. Я убежден, что величие нации заключается в открытом мышлении.”

09

Хакудо демонстрирует нукицуке

Конец войны сопровождался многими сложностями. С целью умиротворения японского народа боевые искусства были запрещены. Хакудо вместе с соотечественниками боролся за право практиковать их. В результате, при содействии Sasamori Junzo, Kuroda Yasuji и Kunii Zenya запрет был снят, и японцы вновь могли заниматься будо.

Несмотря на это победу, условия реальности были очень суровыми. Многие из наиболее выдающихся учеников Хакудо погибли на войне, редкие из выживших вернулись к тренировкам. Budo было в упадке. Он понимал, что необходимо меняться.

Тогда Хакудо преобразил систему Muso Shinden Ryu для широкой аудитории учеников. Это было сделано с целью снизить агрессивную природу ката и усилить духовную составляющую школы. Определенные аспекты ката были изменены для отражения этой идеи. Например, Gyakuto раздела Omori Ryu в довоенной версии заканчивалось закалыванием противника в затылок. Хакудо превратил это «добивание из жалости» (coup de grâce) в остановку меча (todome) как в стиле Muso Jikiden Eishin Ryu, что расценивалось как более милосердный акт. (В довоенном варианте ката Gyakuto Todome выполнялся с существенной разницей с тем, как его в большинстве случаев делают сегодня. Меч поднимался над головой в воздух и обух клинка ложился на второй палец левой руки. Затем после раскрытия ладони на меч вонзали в точку под основанием черепа на задней поверхности шеи условного противника. Эта техника осталась в стиле Yushinkan).

10

Накаяма Хакудо (справа), Хасимото Тойо (слева), Hasegawa Eishin Ryu: Oroshi

Хакудо огорчался о некоторых вещах. В своей книге «Kendo Koshutsujyu» (剣道口述集) или «Собрание устных наставлений о кендо» он говорил о своем сожалении по поводу стиля, который он держал в секрете от большинства своих учеников - школе Hayashizaki Jinsuke Minamoto no Shigenobu.

Хакудо настаивал, чтобы все серьезные ученики постигали все преподаваемые им виды. Только те, кто успешно изучал все стили Хакудо, допускались до школы, которую он называл Hayashizaki Hon Ryu (林崎本流) – «Настоящее Учение Hayashizaki Jinsuke Shigenobu». Как указывает Хакудо, только 9 человек изучили первый внутренний список школы; это были:

  • Otsuka Iwao (Menkyo)
  • Hasegawa Minoshiro (Menkyo)
  • Ohayashi Jungo (Menkyo)
  • Sakonji Tadaichi (Menkyo)
  • Nakayama Zendo (Menkyo)
  • Aoki Eizou (Menkyo)
  • Hashimoto Toyo (Menkyo)
  • Mukuta Kozou (Menkyo)
  • Suhara Sugematsu (Menkyo).

Хакудо также сообщает, что только четверо превзошли остальных, изучив все ката, и в результате достигли уровня Menkyo Kaiden; их имена были:

  • Nakayama Zendo (Menkyo Kaiden)
  • Hashimoto Toyo (Menkyo Kaiden)
  • Mukuta Kozou (Menkyo Kaiden)
  • Sakonji Tadaichi (Menkyo Kaiden)

11

Хакудо демонстрирует ката Junto

Хакудо говорил, что намеревался преподавать школу Hayashizaki Hon Ryu (林崎本流) большему числу учеников, но после конца войны для этого не было достаточно времени и подходящих кандидатов.

Нельзя сказать, что Хакудо не продвигал в квалификации других занимающихся. Мало кто из его серьезных учеников не получил традиционные степени Densho. Наиболее заметные его воспитанники были, возможно, Matsuo Kenpu и Kimura Eijyu, оба Menkyo Kaiden в стиле Muso Shinden Ryu Iaido (夢想神伝流居合道).

Человек, называемый «последний (истинный) мастер боевых искусств» (最後の武芸者) умер в 1958 году в возрасте 85 лет. Путь продолжил его сын Накаяма Зендо (Nakayama Zendo), которому он передал все свое знание.





  • 1
Спасибо за интересный материал. Действительно, одна из по настоящему ключевых фигур в японских БИ ХХ века практически неизвестна и каждый новый материал по личности Накаяма Хакуда более чем интересен.

Редкий, интересный и подробный материал об эпохе развития японского фехтования на стыке традиции и современности. Спасибо!

Спасибо интересный материал!

  • 1